Жилищные субсидии:столичные стандарты

Дата: 
18.03.08
Источник: 
Московская среда, №9 (261)

Очередной обучающий семинар, проведенный в феврале ГУ «Центр реформы в ЖКХ» для представителей жилищных объединений граждан, территориальных органов исполнительной власти, малых предприятий и управляющих компаний, был посвящен порядку предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

СОЦЗАЩИТА ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Открывая семинар, начальник управления перспективного развития ЖКХ ГУ «Центр реформы в ЖКХ» Вера Князева отметила, что обеспечение социальной защиты населения стало неотъемлемой частью общей концепции реформирования сферы ЖКХ. В настоящее время уже практически завершен переход на предоставление субсидий малоимущим гражданам в виде денежного эквивалента. То есть субсидии перечисляются напрямую на счета граждан, которые при этом вносят плату за жилье и коммунальные услуги в полном объеме.
- Сейчас, - продолжила Вера Князева, - ставится также вопрос о переводе льгот в денежное выражение. Но пока он находится в стадии проработки, что связано с некоторыми положениями действующих нормативных документов и законов, касающихся льгот. В связи с принятием нового Жилищного кодекса (ЖК) РФ определенные изменения произошли в порядке формирования платы за содержание и ремонт жилья. В одночасье изменить порядок предоставления льгот и заранее запланировать необходимые средства в бюджете - это достаточно сложный и трудоемкий процесс.
Вера Князева подчеркнула также, что Москва в части предоставления субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг обеспечивает самый высокий уровень социальной защиты населения. В первую очередь это обусловлено тем, что в столице максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи является самой низкой в стране.

ПЛАТИМ ПОЛНЫМ РУБЛЕМ
С подробной информацией по теме семинара перед его участниками выступила начальник сводно-аналитического отдела Городского центра жилищных субсидий (ГЦЖС) Людмила Маянская. Она напомнила, что предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в соответствии с двумя документами - постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 и постановлением правительства Москвы от 19 сентября 2006 года № 710. Положения первого документа должны неукоснительно соблюдаться всеми субъектами РФ, в том числе и Москвой. Второй документ определяет некоторые особенности назначения субсидий в столице.
Начиная с 1 января 2007 года субсидия в Москве перечисляется на счета граждан, открытые ими в любом банке. Определенным категориям граждан – инвалидам первой группы, лицам старше 80 лет - субсидия по их желанию может доставляться на дом. Для этого необходимо написать соответствующее заявление.
- При этом, - отметила далее Людмила Маянская, - начисление платежей производится без учета субсидий. То есть граждане вносят ту сумму, которая значится в платежном документе. Платят полным рублем, а субсидию получают на свой расчетный счет.

КТО ПРАВО ИМЕЕТ?
Но кто же в столице имеет право на получение субсидий? Это пользователи жилых помещений, граждане, проживающие по договору найма, собственники квартир и члены жилищных объединений. Субсидия предоставляется только по одному адресу, по тому, где граждане зарегистрированы. Еще одно условие -субсидия предоставляется гражданам РФ. Что это означает? Вот какое разъяснение дала по этому поводу Людмила Маянская:
- Если в составе семьи есть, допустим, граждане Украины или любой другой страны, они не имеют права на получение субсидии. Она будет назначена без их учета на остальных членов семьи. Если же граждане другой страны являются собственниками данного помещения, то субсидию вся семья получать не будет. Исключение составляют только граждане Киргизии и Белоруссии - с этими двумя странами Россия заключила договор, в соответствии с которым им тоже назначается субсидия.
Далее шла речь об изменениях в порядке начисления и предоставления субсидии. С 2007 года она назначается не на год, а только на шесть месяцев – таково требование постановления Правительства РФ № 761. При назначении субсидий принимается в расчет доход семьи, причем справка о доходе должна быть представлена до вычета налогов, а не после, как это было ранее.
Однако далеко не всем получателям субсидий в столице придется каждые полгода приходить в районные отделы ГЦЖС.
- С сентября 2007 года, - сказала Людмила Маянская, - переоформление субсидий одиноким гражданам, которые не имеют никаких других доходов, кроме пенсии, может производиться без их посещения наших отделов. У нас имеются данные по пенсиям, и по этой базе мы определяем доход таких граждан. Им достаточно прийти к нам один раз и написать соответствующее заявление.
При назначении субсидии важно знать сумму начисления по оплате жилищно-коммунальных услуг, потому что размер субсидии не должен превышать начисления. На данный момент субсидию, равную начислению, получают более 40 процентов всех семей, получающих субсидии.
- К сожалению, - отметила далее Людмила Маянская, - если ГУ ИС ежемесячно предоставляют нам данные о начислениях в электронном виде, то среди ЖСК, ЖК и ТСЖ таких организаций мало. Эти данные они должны представлять в соответствии с регламентом. Если у нас они будут, мы сможем облегчить положение граждан, по крайней мере, тех, которые имеют один доход - пенсию. Мы сможем начислять им субсидию, не приглашая в отдел.

ЕСЛИ ЕСТЬ ДОЛГИ
Но как быть, если гражданин получает субсидию на свой счет в банке, а за жилье и коммунальные услуги платит нерегулярно? Именно так формулировался один из вопросов, поступивших из зала Людмиле Маянской.
- При назначении субсидии, - сказала она, - учитывается задолженность, которая не должна превышать одного месяца. Если срок превышает два месяца, субсидия приостанавливается. В этом случае всем должникам мы направляем письма с предложением ликвидировать долг или заключить с жилищной организацией соглашение о сроках его погашения. Если жилищная организация идет им навстречу в данном вопросе, она подает нам информацию об отсутствии задолженности, и тогда субсидия восстанавливается. Если же сумма задолженности остается неизменной и через месяц, субсидирование прекращается. Потом оно может быть восстановлено только с момента погашения долга.

ПО ДОХОДУ И СУБСИДИЯ
При назначении субсидии учитывается и прожиточный минимум семьи, размер которого определяется столичным правительством раз в квартал для трудоспособных граждан, пенсионеров и детей. Прожиточные минимумы суммируются и делятся на число проживающих. В результате определяется прожиточный минимум на одного члена семьи.
- Кроме того, - отметила далее Людмила Маянская, - помимо прожиточного минимума и совокупного дохода семьи учитывается еще и среднедушевой доход. Это совокупный доход семьи, поделенный на всех проживающих. В Москве стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 10 процентов. Но если среднедушевой доход не превышает 800 рублей, семья вообще освобождается от оплаты. При среднедушевом доходе от 800 до 2000 рублей семья оплачивает 3 процента, от 2000 до 2500 рублей - 6 процентов. И только при средне- душевом доходе, превышающем 2,5 тыс. рублей, семья платит за жилое помещение и услуги 10 процентов.
При расчете субсидий применяются еще два стандарта. Первый из них – стандарт нормативной площади жилого помещения. На одного человека он составляет 33 кв. метра общей площади, на семью из двух человек - 42 кв. метра, на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров на каждого члена семьи.
Второй стандарт устанавливает стоимость жилищно-коммунальных услуг. С 1 января 2008 года он установлен в следующих размерах: для одиноко проживающих граждан - 1219 руб. 32 коп.; на одного члена семьи, состоящей из двух человек, - 981 руб. 87 коп.; на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, - 925 руб. 47 коп.

ЗА ЧТО ДОПЛАТИТ ГОРОД?
Субсидия увеличивается на стоимость технического обслуживания запирающих устройств, а также на стоимость обслуживания, поверки и ремонта приборов учета холодной и горячей воды. В отношении запирающих устройств постановлением правительства Москвы определены следующие ставки технического обслуживания: для домофонов - 43 руб. в месяц, для запирающих
устройств с электромагнитным замком - 33 руб., для механических кодовых замков - 20 руб. Что же касается обслуживания приборов учета, то здесь ставки определены распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы. С 1 января 2008 года ежемесячная ставка обслуживания составляет 29 руб. 21 коп. на один прибор учета. Это важно иметь в виду, так как есть квартиры, которые снабжаются водой по двум и более стоякам, на каждом из которых должны стоять счетчики. Соответственно количеству приборов учета устанавливается и сумма, выделяемая на их обслуживание. Ставка ремонта прибора учета холодной и горячей воды установлена в размере 950 руб. 54 коп., поверки приборов - 471 руб. 61 коп. Оплата этих работ производится по соответствующим актам.
Людмила Маянская подробно разъяснила процедуру получения этих средств:
- Если граждане не передают эти данные в управляющую организацию, то она не сможет предоставить их нам, в ЕПД они тоже не отражаются. В этом случае граждане должны обратиться в районный отдел ГЦЖС и представить договор на техническое обслуживание прибора учета, который они заключили с той или иной организацией, а также акт ввода прибора в эксплуатацию. Если речь идет о ремонте или поверке, надо представить также соответствующие платежные документы. Поверка и ремонт, как правило, производятся раз в два-три года. Что же касается оформления доплаты на техническое обслуживание, то здесь достаточно прийти к нам один раз. После этого соответствующая сумма будет добавляться к начисленной субсидии.
Людмила Маянская напомнила, что гражданам, получающим субсидии, город бесплатно устанавливает квартирные приборы учета. Данные обо всех получателях субсидий регулярно подаются в префектуры административных округов, откуда они поступают в те организации, которые выиграли тендер на установку приборов учета.
- Субсидия предоставляется только на квартирные приборы
учета, - подчеркнула Людмила Маянская. - Что же касается общедомовых приборов учета, то здесь надо иметь в виду, что субсидия дается на оплату жилья и всех коммунальных услуг, в том числе холодного и горячего водоснабжения, объем которого рассчитывается по этим приборам. Поэтому вне зависимости от того, рассчитывается потребление по нормативу или по счетчику, субсидия всегда присутствует.

КУДА ПОЖАЛОВАТЬСЯ?
Значительная часть семинара традиционно посвящалась ответам на вопросы присутствующих. Так, в частности, значительную часть аудитории интересовало, обязан ли ЖСК отчитываться перед районным отделом ГЦЖС?
- Если речь идет о льготах, - сказала Людмила Маянская, - то мы составляем с ЖСК акт сверки. Что же касается субсидий, то по регламенту ЖСК должны подавать в районные отделы ГЦЖС данные о начислении и задолженности. Это все, что должно быть.
На вопросы представителей жилищных объединений отвечала также заместитель генерального директора ГУП «Мосгор-ЕИАЦ» Ирина Бобрышева. Она сообщила телефон «горячей линии» - 411-56-98.
- Это «горячая линия» для ЖСК и ТСЖ, - сказала Ирина Бобрышева, - куда вы можете сообщить о проблемах, которые у вас возникают. При этом обязательно оставляйте свой адрес, чтобы мы могли дать ответ о том, какая работа проведена по вашему обращению. Всем ГУ ИС дано указание оказывать жилищным объединениям помощь при оформлении документов.
Ирина Бобрышева сообщила также, что в соответствии с поручением руководителя Комплекса городского хозяйства Петра Бирюкова в каждом округе разработаны и утверждены планы встреч представителей окружных и районных ГУ ИС с руководителями жилищных объединений. В ходе этих встреч должны рассматриваться и решаться вопросы и проблемы, возникающие у ТСЖ, ЖСК и ЖК.